10 ноября на внутренних водных путях ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» завершена навигация в соответствии с установленными сроками действия средств навигационного оборудования.

    Сроки открытия судоходных трасс, протяженность и период действия судоходной обстановки на водных путях бассейна приняты в соответствии с распоряжением Росморречфлота от 22.12.2020 г. № АП-605-р «Об установлении категорий внутренних водных путей, определяющих для участков внутренних водных путей  габариты судовых ходов и навигационно –  гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2021 года».

На навигацию 2021 года определена общая протяженность водных путей – 5883,6 км.  

В состав внутренних водных путей, обслуживаемых ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» (далее – Администрация), входят озеро Байкал, реки Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Селенга, а также река Ангара с тремя водохранилищами – Иркутским, Братским (включая Окскую и Ийскую трассы) и Усть-Илимским (включая Илимскую трассу).

Водные пути Байкало-Ангарского бассейна располагаются в двух субъектах Российской Федерации. В Иркутской области обслуживается 3998 км водных путей, в Республике Бурятия – 1885,6 км.

Определены следующие категории судовых ходов:

1 категория: 3827,6 км (с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой);

3 категория: 613 км (с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой);

7 категория: 1443 км (без навигационного ограждения и гарантированных габаритов).

Участки водных путей, обслуживаемых в навигацию 2021 года:

1. Участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой

Наименование водного пути

Протяженность, км

Дата

открытия

Дата закрытия

Продолжительность, дней

Озеро Байкал

2353

01 июня

10 ноября

163

Бар реки Селенга

1

01 июня

10 ноября

163

Иркутское водохранилище (прк. Исток левый)

2

15 мая

10 ноября

180

Иркутское водохранилище (прк. Исток правый)

4

15 мая

10 ноября

180

Иркутское водохранилище

52

15 мая

20 октября

159

Бар реки Баргузин

1

01 июня

01 октября

123

Река Баргузин

3

01 июня

01 октября

123

Бар реки Турка

1

01 июня

10 ноября

163

Река Турка

0,6

01 июня

10 ноября

163

Река Ангара

113

10 мая

01 ноября

176

Река Ангара

27

25 мая

28 октября

157

Братское водохранилище:

Ангарская трасса

470

25 мая

28 октября

157

Братское водохранилище

(Ангарская трасса) – дополнительный судовой ход, подходы к причалам

300

25 мая

28 октября

157

Окская трасса

290

06 июня

25 октября

147

Братское водохранилище

(Окская трасса) – дополнительный судовой ход, подходы к причалам

147

01 июня

25 октября

147

Ийская трасса

41

07 июня

25 октября

147

Усть-Илимское водохранилище:

Ангарская трасса

22

10 июня

20 октября

133

Итого:

3827,6

2. Участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и неосвещаемой обстановкой

Наименование водного пути

Протяжен-ность, км

Дата

открытия

Дата закрытия

Продолжительность, дней

Река Селенга

154

10 мая

10 октября

154

Усть-Илимское водохранилище:

Ангарская трасса

Илимская трасса

259

113

10 июня

10 июня

20 октября

20 октября

133

133

Река Ангара – протока Усольская Кривая

3

10 мая

01 ноября

176

Братское водохранилище:

Ийская трасса

84

01 июня

25 октября

147

Итого:

613

Итого гарантированных:

4440,6

3. Участки внутренних водных путей, обслуживаемых без гарантированных габаритов и без СНО (экспедиционный завоз)

Иркутское водохранилище – подходы к остановочным пунктам

22

-

-

-

Река Ангара – протоки, подходы к причалам, портам

57

-

-

-

Братское водохранилище – дополнительные хода, подходы к причалам

577

-

-

-

Усть-Илимское водохранилище: вторые хода, подходы к причалам

278

-

-

-

Река Селенга

120

-

-

-

Река Баргузин

135

-

-

-

Река Верхняя Ангара

254

-

-

-

Итого:

1443

-

-

-

Всего:

5883,6

-

-

-

    Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивалось проведением комплекса путевых работ, включающих в себя: установку и содержание СНО, траление, русловые изыскания, дноуглубление. Работы проводились с использованием имеющихся технических средств.

В Ангарском районе водных путей и судоходства для производства путевых работ   были задействованы пять теплоходов для обслуживания судоходной обстановки, многочерпаковый земснаряд «ВС-202», два буксировщика, один теплоход для производства русловых изысканий, один дежурный теплоход, а также суда несамоходного флота.

      В Байкало-Селенгинском районе водных путей и судоходства для производства путевых работ были задействованы один грейферный земснаряд «ВС-109», три теплохода и один обстановочный мотокатер для обслуживания судоходной обстановки, два буксировщика и моторная лодка изыскательской партии. 

Объемы путевых работ на навигацию 2021 года принимались, исходя из результатов проведенных исследований русел рек в 2020 году, а также прогноза развития гидрологической ситуации и сроков работы транспортного флота.

Схемы расстановки СНО по всем участкам бассейна согласованы с Восточно-Сибирским Управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ВС УГРН Ространснадзора).

Гидрологическая обстановка

    Гидрологическая обстановка на водных путях бассейна складывается благоприятная для судоходства. Расходы Иркутской ГЭС в первом квартале составляли 1700-2100 м3/сек. При таком расходе уровни воды на реке Ангаре по водпосту «Иркутск» стояли выше проектных на 5-35 см. На перекате Исток выше на 23-30 см. На Братском водохранилище на 245 см

 Во втором – 2400-2500 м3/сек. При таком расходе уровни воды на реке Ангаре по водпосту «Иркутск» стоят выше проектных на 80-90 см.  На Братском водохранилище на 200-300 см

     В третьем квартале расход Иркутской ГЭС увеличили до – 2500-3600 м3/сек.  При таких расходах уровни воды на реке Ангаре по водпосту «Иркутск» стоят выше проектных на 90-145 см.  На перекате Исток выше на 50-70 см. На Братском водохранилище на 500-600 см.

На реке Селенга Уровни воды стоят выше проектных отметок на 115-120 см.

С конца октября расходы Иркутской ГЭС снизились с 3600 м3/сек до 2400 м3/сек.

Это привело к значительному уменьшению уровня воды в реке Ангара.  

Производство путевых работ

    В Ангарском районе водных путей и судоходства для производства путевых работ   задействованы пять теплоходов для обслуживания судоходной обстановки, многочерпаковый земснаряд «ВС-202», два буксировщика, один теплоход для производства русловых изысканий, один дежурный теплоход, а также суда несамоходного флота.

   В Байкало-Селенгинском районе водных путей и судоходства для производства путевых работ планировалось задействовать два грейферных земснаряда «ВС-107» и «ВС-109», три теплохода и один обстановочный мотокатер для обслуживания судоходной обстановки, два буксировщика и моторную лодку изыскательской партии.  

Но в виду стояния высоких уровней воды на реках Ангара и Селенга   дноуглубительные работы проводились с минимальными объемами в силу нецелесообразности их проведения.  

Всего было извлечено грунта на транзите - 24 600м3.

На 173 км реки Селенга по договору с ООО «Буржелезобетон» проводились работы по извлечению грунта в карьере. Объем извлеченного грунта составил 41 900 м3.

Контроль за состоянием водных путей и качеством выполненных дноуглубительных работ проводился двумя русловыми изыскательскими партиями.

В навигацию 2021 г. ИРП выполнялись следующие работы:

  • Русловые изыскательские съемки – 42, из них первичных – 22, укрупненных – 10, повторных – 8, контрольных – 1, договорных – 1;
  • Нивелировка гидрологических постов – 3;
  • Тахеометрические съемки – 2 (Дамба в затоне РОП АРВПиС,);
  • Прочие инструментальные съемки – 1 (Слип в затоне РОП АРВПиС);
  • Обследование реперов на берегах реки Ангара: от +6,3 до 59,5 км;
  • Гидрографическая съемка по договору № 21-21 от 31.08.2021 г.  с ООО «Подводник» (Набережная р. Ангары от Глазковского моста до мемориала Вечный Огонь);

В составе ИРП АРВПиС проходили производственную практику студенты Сибирского Государственного Университета Водного Транспорта – 3 человека;

По заявкам сторонних организаций обстановочными бригадами содержались и обслуживались дополнительные навигационные знаки и проводились тральные работы.

 Выполнялись работы по заключению и исполнению договоров на оказание услуг по заявкам сторонних организаций и частных лиц.   

Заключено 46 договоров на оказание услуг по согласованию и по ним выдано 46 актов согласования (технические условия, далее ТУ). В работе находятся 3 договора ТУ.

Заключено 17 договоров на корректуру карт Озера Байкал и Иркутского водохранилища.

Тральные работы и оперативный контроль состояния судовых ходов выполнялись обстановочными бригадами с использованием эхолотов, гидролокатора бокового обзора и наметок.

  На протяжении навигации велась переписка, предоставлялись отчеты, справки и ответы на запросы подразделений Росморречфлота, ВС УГРН Ространснадзора, Министерства природных ресурсов, транспортной прокуратуры и других организаций.

Закрытие навигации и снятие средств навигационного оборудования проходит в плановые сроки.

     Благодаря проделанной работе, срывов гарантированных габаритов судовых ходов на обслуживаемых водных путях ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» не допущено, аварий и транспортных происшествий с судами, связанных с содержанием водных путей не зафиксировано.

Проблемные вопросы и пожелания на навигацию 2022 г:

1. Получить целевое финансирование на разработку проектов по коренному улучшению судоходных условий на перекатах Исток и Усольский и их реализацию.

2. Полностью обеспечить все мастерские участки плавучими навигационными знаками из композитных материалов.

3. Закупить эхолот с возможностью измерять глубину в 2.0 км. Для производства промерных работ в акватории озера Байкал, в том числе при создании  и обновлении электронных навигационных карт.

 

Галерея: 

Полезные ссылки