Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства - филиала Федерального Бюджетного Учреждения «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»

 

ЖИГАЛОВСКАЯ РЭБ

 Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база (Жигаловская РЭБ) Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходстваносивший название до 2005 года Жигаловский судостроительный завод, расположен в пос. Жигалово, который является административным и культурным центром района. Небольшая когда-то деревушка получила имя переселенца Якова Жигалова, основавшего здесь почтовый станок для перевозки почты и пассажиров. Шелашниковский тракт, который вышел к реке Лена у поселка Жигалово перед первой мировой войной, был более удобным путем сообщения с Сибирской железной дорогой, чем Качугское направление. Только плохое состояние тракта не позволило развить его в дальнейшем.

В 1900 году тутурский купец Кузнецов построил в Жигалово пароходы «Пётр» и «Николай».

В 1907 году компания «Рефисов и Фризер» напротив деревни Кузнецовка основала Соляновский затон для отстоя и ремонта судов.

С 1910 года в Жигалово обосновывается компания Ленское золотопромышленное товарищество. В это время здесь собраны пароходы «Акепсим Кушнарев», «Стрекоза», «Карл Винберг», строится «Александр», на который ставится паровая машина с бывшего «Константина».

В 1912 году судоходная компания «Ленское золотопромышленное товарищество» организовала Чупановский затон, предназначенный для отстоя, ремонта судов и мелкого судостроения. Он послужил базой для будущей судоверфи. Уже в начале июля на территории затона приступили к закладке первых судов. Первый пароход, построенный в затоне, назывался «Альфред». Первые три баржи носили женские имена «Валентина», «Анна» и «Констанция». Промышленная площадка начиналась с небольших мастерских механической и столярной, кузницы, склада и конторы. Энергетическое оборудование состояло из локомобиля 25 л. с., который через трансмиссию приводил в движение лесопильную раму, 2 токарных станка и 1 сверлильный. Все работы по сборке судов выполнялись вручную: транспортировка, подъем, установка механизмов, клепка, спуск судов. Основным подъемно-транспортным механизмом был деревянный ворот. Вырезка листов корпуса производилась ручными ножницами, отверстия для заклепок в листах прокалывались ручным прессом.

В 1920 году Чупановский затон переименован в Колчановский. Через месяц, в марте, проведена национализация флота. В этот период Колчановский затон летом занимался эксплуатацией флота, а зимой его ремонтом.

В 1932 году Колчановский затон вошел в состав «Лензолотофлота». В 1933 году в Колчановском затоне организуются работы по новому судостроению.

В 1933 году затон переименован в Жигаловскую судоверфь. Жигаловская судоверфь – одно из старейших предприятий на реке Лена. И нет на реке Лена такого типа судна, какого бы не строила судоверфь: деревянные кулаги, карбасы и паузки, металлические катера и глиссеры, буксирные и пассажирские пароходы, бензоналивные и сухогрузные баржи грузоподъемностью от 50 до 1000 т, сухогрузные и наливные теплоходы грузоподъемностью 600 – 2000т, путейские теплоходы 150 – 450 л. с. Общее количество судов построенных с 1934 года по 1995 год составляет 400 единиц. До 1934 года учет строительства судов не сохранился. Кроме строительства судов на судоверфи производился текущий и капитальный ремонт флота, изготавливались плавучие знаки и товары народного потребления.

В 1934 году со стапелей верфи ушли в плавание 8 буксирных пароходов мощностью по 200 л. с. – «Куйбышев», «Артем», «Челюскинец» и др. Корпуса судов были привезены из Перми и собирались на клепку. Руководил работами по сборке судов инженер К.Лупанов. В это время производится реконструкция верфи. Построена электростанция с установкой локомобиля 225 л. с., расширены цеха котельный и столярно-плотницкий. Построены жилые дома, чаще барачного типа.

В 1936 году построены первые наливные несамоходные баржи грузоподъемностью 250 т, тем самым положено начало строительства наливного флота. В эти годы освоено строительство колесных теплоходов с цельносварными корпусами. Главным инженером судоверфи был Л. И. Минеев, проектированием руководил инженер А. И. Помялов, первыми сварщиками были Н. И. Подымахин, П.Ф. Машуков и И. Пентюков.

В 1936 году на верфи начались работы по переоборудованию колесных теплоходов в газоходы. Работы проводились под руководством инженера Л.И.Оливеро.

1 июля 1937 года в связи с сокращением судостроения верфь переименована в Жигаловский затон. Из корпуса парохода «Серебровский» впервые на реке лена построен двухдечный пассажирский пароход «С. М. Киров». Строили глиссеры, используемые для доставки лоцманов в Жигалово и Качуг. Лоцмана занимались сплавом карбазов до г. Усть-Кут. В военные 40 – е годы сотни речников, многие специалисты и рабочие затона ушли на фронт. Но победа ковалась и в тылу. Тяжелейший труд лег на плечи женщин и подростков, из которых часто комплектовали команды судов. Они становились лоцманами, шкиперами, штурвальщиками и грузчиками. Коллектив затона в годы войны внес сотни рублей в фонд обороны, отчисляя месячные заработки, сдавая облигации займов, принимая активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны. В 1945 г. заложены два газохода мощностью по 130 л. с., которые назвали «Победа» и «Сталинград».

В 1948 году «Лензолотофлот» наметил план реконструкции и расширения затона. Построены котельный и столярно-плотничный цеха, лесосушилка, вдоль цехов проложена узкоколейная рельсовая линия для ручной транспортировки вагонеток. В цехах установлено новое оборудование: листоправильные вальцы, радиально-сверлильный станок и др. Был приобретен 3-тонный автокран К – 32 .

В 1949 году предприятие осваивало с нуля новое судостроение. Пароходы проекта 732 мощностью 400 л.с. изготавливались в Киеве на заводе «Ленинская Кузница» и в разборном виде поставлялись в Жигалово. Сборка корпусов производилась россыпью на стапеле. Установка тяжелых частей пароходов, таких как паровые котлы, весом до 40 т, производилась способом затаскивания по склизам конным воротом и опускания на фундамент талями. В 1949 г. сдали в эксплуатацию головное судно этого проекта пароход «Жданов». В этом же году заложили начало строительства колесных теплоходов проекта 178.

По 1953 год сдали в эксплуатацию 13 пароходов проекта 732.

В 1956 году сдали в эксплуатацию головную серию рефрижераторных теплоходов проекта 266 Горьковского КБ. Рабочую конструкторскую документацию выполнял небольшой коллектив технического отдела верфи под руководством В. М. Киселева. За десять лет со стапелей судоверфи сошло 57 несамоходных единиц, 3 сухогрузных рефрижератора, плавкран «Блейхер», десятки буксирных теплоходов.

С 1948 по 1957 годы предприятие побывало в подчинении трех министерств. Оно было не рентабельным, и в 1957 году, когда решался вопрос о ликвидации предприятия его передали Министерству речного флота.

В 1957 году Жигаловская судоверфь стала предприятием Ленского речного пароходства. Это было третье рождение предприятия, как судостроительной верфи. Уже в 1958 году производственная программа верфи была увеличена в 1.6 раза. За семь лет (1959 – 1965 гг.) построены корпусный цех, заготовительное отделение, плазовая, слесарно-механический цех, расширен столярный цех, пущены кислородная станция и электростанция. Судоверфь пополнилась подъемно-транспортным оборудованием: тракторами, автокраном грузоподъемностью 10т, башенным краном грузоподъемностью 5 т. В цехах появилось новое оборудование: токарные, фрезерные, строгальные, трубогибочные станки, прессножницы и д. т. Облегчены условия труда, изменилась технология производства. Судоверфью построено 27 бензоналивных и сухогрузных барж, 14 колесных теплоходов, 1 паром, 21 сухогрузный теплоход проекта 414А.

В 1959 году сдали в эксплуатацию 1000-тонную бензоналивную баржу «Комсомольская» - головную из серии судов этого типа.

В 1960 году судоверфь перешла на строительство в основном самоходного флота.

В 1961 году сдали в эксплуатацию первые восемь грузовых теплоходов серии 414А.

В 1965 году сдали головной теплоход проекта 2036 грузоподъемностью 1000 т. Был сделан серьезный шаг вперед. В 1967 году конструкторский коллектив Жигаловской судоверфи совместно с конструкторским бюро Ленского объединенного речного пароходства разработал вариант сухогрузно-наливного теплохода проекта 414Б с применением системы продувки грузовых танков с целью их дегазации. Теплоход успешно эксплуатировался не только на реке Лена, но и на реках с быстрым течением - Колыма и Индигирка.

В 1968 году была произведена реконструкция корпусного цеха со строительством сборочно-сварочного отделения и установкой сварки плоскостных секций. Изготовлена постоянная склизовая линия со стапелем для сборки и спуска теплоходов проекта Р-25. Семидесятые и восьмидесятые годы стали пиком развития судоверфи.

1973 год ознаменован большим жилищным строительством. Многие семьи судостроителей справили новоселье. Построили кафе-столовую. В эти годы со стапелей верфи уходили в плавание десятки теплоходов различных проектов. Завод вел большую работу по подготовке кадров, обучая молодежь рабочим специальностям. Заводчане оказывали огромную шефскую помощь району. С их участием велось строительство телевышки, Жигаловской средней школы №1, осуществлялось шефство над колхозом «Труженик». В 70 –х годах и вначале 80 – х годов на судоверфи выпускалось 2 типа судов: теплоход проекта 414В и теплоход проекта Р25Б. За это время построено теплоходов проекта 414Б и 414В – 120 единиц, теплоходов проекта 2036, Р25, Р25А, Р25Ау, Р25Б – 36 единиц.

В 1975 году построили кислородную станцию и блок вспомогательных цехов, где разместились электроцех, ремонтно-транспортный участок, отдел снабжения. Ровно без сбоев действовало производство. С 1962 по 1985 годы директором судоверфи был В.Я.Андрюшин. Главными инженерами в разные годы были Н.Г.Дударев, А.А.Агафонов, В.А.Ромашов. Корпусным цехом руководил А.Д.Томшин, механическим – М.Е.Исаков, электроцехом – Д.Д.Пешков, начальником планового отдела был А.А.Катаев, начальником технического отдела был В.М.Киселев. Жигаловская судоверфь была связана договорами о поставке материалов и оборудования с тысячью заводами – поставщиками. Главные двигатели 6 НВД 26 А-2 закупали в Германской Демократической республике, локаторы – в Болгарии. Судоверфь успешно сотрудничала с Московским центральным проектно-конструкторским бюро, Ленским объединенным речным пароходством.

В 1976 году Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий наградил Жигаловскую судоверфь дипломом 3 степени за создание промышленного образца теплохода-сухогруза грузоподъемностью 2 тыс. тонн. ВДНХ СССР наградил серебряной медалью директора судоверфи В. Я. Андрюшина и бронзовой медалью В. М, Киселева.

1981 г. – построили 12-ти квартирный жилой дом.

1982 г. – заложили 100-ый теплоход серии 414А, строительство которых велось с 1961 года.

1985 г. – за два года хозспособом возвели четыре жилых двухквартирных дома.

25 октября 1985 г. – приказом МРФ № 168 Жигаловская судостроительная верфь ЛОРПа передана Ленскому бассейновому управлению пути.

В мае 1986 г. судоверфь переименована в Жигаловский судостроительный завод.

1987 г. – освоение и выпуск путейских теплоходов проекта Р-121 Московского ЦПКБ. Это обстановочный теплоход озерного класса. Ушел в плавание последний, тринадцатый теплоход проекта Р25Б. Жигаловский судостроительный завод выпустил 36 теплоходов проектов 2036, Р25А, Р25АУ, Р25Б.

1988 г. – в течение трех последующих лет выпуск судов держится на стабильном уровне. Ежегодно сдаются по шесть судов – 3 судна проекта Р-121 и 3 судна проекта 414В. Всего заводом построен 121 теплоход проекта 414.

1991 г. – заложен головной серийный теплоход проекта 81240 Новосибирского ЦТКБ. Введено в строй здание ведомственного детсада «Якорёк», которое в 1992 году передано на баланс поселкового Совета.

1994 г. – начато сокращение численности рабочих в связи с уменьшением объема производства и сокращением издержек производства.

1995 г. – руководство вынуждено перевести коллектив на 4-х часовую рабочую неделю в связи со снижением объема производства и нестабильным финансированием.

1997 г. – администрация завода принимает решение о значительном сокращении коллектива в связи с отсутствием финансирования, резким уменьшением объема производства, отсутствием заказов на выпускаемую продукцию.

1998 г. – экономический кризис продолжается. Завод старается сохранить хотя бы часть своих высококвалифицированных специалистов и производственные мощности.

1999 г. – с большим трудом достроен теплоход проекта 81240, начало строительства которого заложено в 1995 году. Коллектив завода перешел на 4-х часовой рабочий день.

2001 г. – сдан в эксплуатацию теплоход Р121А, который стал президентским теплоходом республики Саха (Якутия).

2002 г. – сдан в эксплуатацию теплоход Р-121 (22-ой теплоход данного проекта). Продолжается строительство теплоходов № 23, 24, 25.

        Завод приступил к достройке головного судна проекта 81810 (трюмный сухогруз с краном).  Производится реконструкция здания заводского профилактория. В здании заводоуправления оборудованы и пущены в эксплуатацию: заводской физиокабинет, комната психологической разгрузки, сауна. Ведутся работы по оборудованию тренажерного зала. Наряду со строительством судов завод ведет активную работу по заготовке и продаже леса, пиломатериала, дров, выполняются заказы населения и организаций района на изготовление товаров народного потребления, что приносит заводу дополнительные доходы. Заключен договор на строительство теплохода для АНО «Поддержка гласности» г.Иркутск, который будет достраиваться и эксплуатироваться на озере Байкал.

5 апреля 2005 года Жигаловский судостроительный завод преобразован в Верхне-Ленский район водных путей.

2004 г. – сдан в эксплуатацию и отправлен к месту приписки в г. Якутск теплоход Р-121 (23-ий теплоход данного проекта).

     Техническая характеристика обстановочного теплохода пр. 121А

      Длина габаритная  -----------------------------------------------  35,79 м 

      Длина по КВЛ  ----------------------------------------------------   33,56 м

      Ширина габаритная  --------------------------------------------    5,94 м

      Высота борта  ----------------------------------------------------    2,6 м

      Высота габаритная по несъемным частям  -----------------    8,9 м

      Осадка в полном грузу  -----------------------------------------   1,4 м

      Водоизмещение полное  ----------------------------------------  144 т

      Число и тип главных двигателей  ----------------------------   2х6ЧНСП 18/22

      Мощность главных двигателей  -------------------------------  2х226 л.с.

      Скорость хода расчетная  --------------------------------------   24 км/ч

      Экипаж  ------------------------------------------------------------   6 чел.

      Количество спальных мест  -----------------------------------   10

      Класс Речного Регистра  ---------------------------------------    «О ( лед )»

  2004 г.- Заключен договор на строительство прогулочного теплохода-яхты  пр.№82480  для ООО «Сбытобторг», который будет эксплуатироваться на озере Байкал, для частных поездок.

Проектант – ЗАО «Минибот», г. Нижний Новгород.

2004 г.- Сдача в эксплуатацию обстановочного теплохода серии Р-121А, построечного номера 24 для ФГУ ЛГБУВПиС.

Сдача в эксплуатацию теплохода проекта №82072, проектант НПЦ «Речпорт» г. Москва, заказчик АНО «Поддержка гласности» г.Иркутск. Судну присвоено эксплуатационное название «Агата-Классик», зона эксплуатации – о.Байкал.

     Техническая характеристика теплохода пр.№82072 "Агата-Кристи"

      Длина габаритная  -----------------------------------------------  40,9 м

      Длина по КВЛ  ----------------------------------------------------   37,0 м

      Ширина габаритная  --------------------------------------------    5,94 м

      Высота борта  ----------------------------------------------------    3,0 м

      Высота габаритная по несъемным частям  -----------------    8,9 м

      Осадка в полном грузу  -----------------------------------------   1,96 м

      Водоизмещение полное  ----------------------------------------  223 т

      Число и тип главных двигателей  ----------------------------   2х6ЧНСП 18/22

      Мощность главных двигателей  -------------------------------  2х226 л.с.

      Скорость хода расчетная  --------------------------------------   24 км/ч

      Экипаж  ------------------------------------------------------------   6 чел.

      Количество спальных мест  -----------------------------------   12

      Класс Речного Регистра  ---------------------------------------     «М 3,0»

 

   2005 г.- Сдача в эксплуатацию обстановочного теплохода для о.Байкал, проекта №82420, проектант НПЦ «Речпорт» г. Москва, заказчик ГУ Байкало-Ангарское ГБУВПиС, г.Иркутск. Судну присвоено эксплуатационное название «Перевал», зона эксплуатации – о.Байкал, исток р.Ангара, устье р.Селенга.

     Техническая характеристика теплохода пр.№82420,

                                        «Перевал»

      Длина габаритная  -----------------------------------------------  39,6 м

      Длина по КВЛ  ----------------------------------------------------   36,6 м

      Ширина габаритная  --------------------------------------------    6,1 м

      Высота борта  ----------------------------------------------------    3,0 м

      Высота габаритная по несъемным частям  -----------------    9,3 м

      Осадка в полном грузу  -----------------------------------------   1,65 м

      Водоизмещение полное  ----------------------------------------  200 т

      Число и тип главных двигателей  ----------------------------   2х6ЧНСП 18/22

      Мощность главных двигателей  -------------------------------  2х226 л.с.

      Скорость хода расчетная  --------------------------------------   24 км/ч

      Экипаж  ------------------------------------------------------------   6 чел.

      Количество спальных мест  -----------------------------------   12

      Класс Речного Регистра  ---------------------------------------     «М 3,0»

 

2005 г.- Заключен договор на строительство моторной яхты  пр.№82480, заказчик ООО «Мега-Трейд», который будет эксплуатироваться на озере Байкал, для деловых и коммерческих рейсов, частных поездок. Проектант – ЗАО «Минибот», г. Нижний Новгород.

2006 г.- Сдача в эксплуатацию разъездного судна – моторной яхты пр.№82480, заказчик ООО «Сбытобторг» г. Иркутск, проектант – ЗАО «Минибот», г. Нижний Новгород.

 

      Техническая характеристика теплохода пр.№82480,

      Длина габаритная  -----------------------------------------------  27,2 м

      Длина по КВЛ  ----------------------------------------------------   24,0 м

      Ширина габаритная  --------------------------------------------    6,0 м

      Высота борта  ----------------------------------------------------    3,0 м

      Осадка в полном грузу  -----------------------------------------   1,6 м

      Водоизмещение полное  ----------------------------------------  100 т

      Число и тип главных двигателей  ----------------------------   2 х ЯМЗ238М2

      Мощность главных двигателей  -------------------------------  2х200 л.с.

      Скорость хода расчетная  --------------------------------------   20 км/ч

      Экипаж  ------------------------------------------------------------   2 чел.

      Количество спальных мест  -----------------------------------   12

      Автономность плавания  ---------------------------------------   1600 км/ 3 суток

      Класс Речного Регистра  ---------------------------------------   «   М 3,0»

      Назначение судна  ----------------  для деловых и коммерческих рейсов, для отдыха и использования в личных целях

      Район плавания  ------------------  озеро Байкал и внутренние водные пути

 

2007 г.- Ведется достройка теплохода Р-121А стр.№25; достройка транспортного теплохода проекта 81810, предназначенного для транспортировки навигационных знаков; модернизация теплохода проекта Р376 ( заказчик ФГУ ЛГБУВПиС ). Производится модернизация катера-плотовода КС-100А в катер для отдыха и использования в личных целях. На строительной площадке в г.Иркутске готовится к сдаточным испытаниям и сдаче моторная яхта  пр.№82480 стр.№2. Заключен договор и начато строительство моторной яхты №3, серии проекта 82480.

      Техническая характеристика теплохода пр.№81810,

      Длина габаритная  -----------------------------------------------  65,75 м

      Длина по КВЛ  ----------------------------------------------------   63,6 м

      Ширина габаритная  --------------------------------------------    10,31 м

      Высота борта  ----------------------------------------------------    2,0 м

      Осадка в полном грузу  -----------------------------------------   1,43 м

      Водоизмещение полное  ----------------------------------------  765 т

      Число и тип главных двигателей  ---------------------2 х 6ЧНСП 18/22-315-2

      Мощность главных двигателей  -------------------------------  2х315 л.с.

      Скорость хода расчетная  --------------------------------------   17 км/ч

      Экипаж  ------------------------------------------------------------   14 чел.

      Количество спальных мест  -----------------------------------   12

      Автономность плавания  ---------------------------------------   12 суток

      Класс Речного Регистра  --------------------------------------- О 2,0(ЛЕД)А

      Назначение судна  ----------------  для транспортировки, обслуживания и ремонта плавучих и береговых навигационных знаков, а также для мелкого ремонта обстановочных судов.     

      Район плавания  ------------------   бассейны разряда «О» по классификации РРР

 

30 июня 2015 года Жигаловский судостроительный завод преобразован в Жигаловскую ремонтно-эксплуатационную базу Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства - филиала Федерального Бюджетного Учреждения «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей».

 

 

 

 

Полезные ссылки